В разделе «Фотодело» моего сайта вы можете прочитать отзыв по объективу Nikon 70-300 с примерами фотографий, полученных на зеркалку Nikon D5100. Там я показал два натюрморта, снятых при естественном освещении от окна. Сегодня я хочу рассказать, как я фотографировал эти снимки.
Первый натюрморт сфотографирован летом на даче у друзей. Я вошел в старый садовый домик, увидел антураж и сразу же решил сфотографировать натюрморт с цветами. Комната была очень тесная, заполненная всяким ненужным хламом. Нигде не развернуться. Пришлось снимать с дальнего угла. Практически, из дверного проема.
На стенах помещения наклеены обои «в цветочек». Мне же хотелось иметь фон, не отвлекающий внимание. Поэтому на гвоздиках было повешено какое-то старое полотно, которым хозяева укрывают вещи от пыли в кладовке.
Свет падает на предмет съемки от двух больших, на всю стену, окон в двух стенах. Фотографии выше – без обработки. На различных форумах, посвященных урокам фотографии, вы можете встретить два полярных мнения, относительно того, следует ли обрабатывать фотографии после съемки. Одни фотолюбители являются приверженцами идеи, что фото должно быть натуральным, снимать нужно сразу в JPEG и ни в коем случае не обрабатывать. Просматривая мои обзоры и отзывы вы уже поняли, что я отношусь ко второму лагерю, т.е. считаю, что все фотографии нуждаются в той или иной мере в дальнейшей обработке в специализированных редакторах.
Даже отбирая примеры для сегодняшнего урока «Съемка натюрморта при естественном освещении от окна. Как это снято», я не удержался от того, чтобы немного не «подправить» одну из карточек.
Ведь лучше же? На мой взгляд, данный жанр всегда требует постобработки, чтобы придать драматичности картинке. Кстати, фотографии выше сняты на зеркальную камеру Nikon D5100 с китовым объективом Nikon 18-55.
И вот какой получился результат моих стараний.
Один угол нерезкий, думаю потому, что фон был натянут под углом к плоскости фотоаппарата. Из-за малой ГРИП часть фона не попала в зону фокуса.
Второй натюрморт и пояснения к нему «как это снято» получен с помощью телеобъектива Nikon 70-300. Я приехал в гости к родственникам и вечером мы пошли в баню. Я обратил внимание, как красиво падает свет из маленького окна в предбаннике. Следующим утром прошелся по улице, нарвал полевых цветов и отправился в баню снимать очередной шедевр… 🙂
Гениального творения не получилось. Зато у вас есть возможность понять, как нужно фотографировать в таких условиях.
Сначала я просто поставил букет рядом с оконцем.
Но еще из опыта по съемке натюрморта с естественным освещением в кладовке, я понял, что фотографии получаются выигрышнее при такой схеме постановки света, когда он поступает через узкую щель. По крайней мере, свет не должен литься широким потоком.
Тогда я решил установить перед окном лист фанеры с небольшим отверстием (не для меня ли приготовили фотореквизит?).
Но мне не нравилось, что в данном случае слишком ярко освещается стена на заднем плане. Световой поток освещает фон через отверстие между стеной и листом фанеры. Повесил «светопреградитель».
Юмор в том, что я сегодня не помню, при какой из описных выше схем освещения снят конечный натюрморт!
Но вы можете поставить эксперимент самостоятельно. Ведь теперь вы знаете, как это снято.
Забыл еще упомянуть, что кроме зеркальной камеры начального уровня Nikon D5100 с объективами Nikon 18-55 и 70-300, в съемках был задействован небольшой алюминиевый трипод Era ECSA-3512.
Все натюрморты снимаются при ISO 100 и в условиях скудного освещения. Поэтому и нужна тренога, предотвращающая смазывание фотографии. Вообще, профессиональный штатив для фотоаппарата нужен фотографу во многих ситуациях.
P.S. Прошло уже три года с момента, когда был написан этот фотоурок, я научился немного лучше обрабатывать снимки. Вот пример того же самого натюрморта, снятого на Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300, но обработанного 27 августа 2016 по-другому (использовался Lightroom и Photoshop).
Маловато, конечно, материала. У тебя, вроде, есть ещё интересные натюрморты. Да и тема постановки света довольно скудно освещена: ни варианты углов падения света (по горизонтали и вертикали). Я пока до натюрмортов не добрался, видимо, жду лета. Но дома всякие штучки живописные не выкидываю, храню для будущего творчества.
Ну и со вспышкой, считаю, надо тоже пробовать (с внешней, естественно), благо уже опыт по съёмке людей есть, а съёмка встроенной вспышкой в синхронизации с внешней, установленной хоть где и светящей хоть куда, даёт намного больше возможностей. Макро с внешней вспышкой однозначно рулят!
Привет, Олег! Чтобы дать развернутый ответ на тему постановки освещения, нужно, чтобы под рукой второй фотоаппарат находился 🙂 На верхней фотографии в комнате было два больших окна. Одно — справа. От другого свет падает справа спереди. Ну, в общем, в комнате угловое окно. Если смотреть на готовую фотографию — оно справа за плечами у фотографа.
Нижний натюрморт снимался телевиком. У него очень узкий угол обзора. И фотографировал я его через открытую дверь предбанника с расстояния, где-то, около 5-ти метров. На Урале у нас есть такой стиль частных домов, когда весь двор накрыт крышей. Поэтому перед камерой тоже света не было. В предбаннике источник света только окошко справа и, конечно, дверь, через которую я фотографирую.
Конечно, не выбрасывай старые вещи. Я вообще планирую по «блошиным рынкам» пройтись и притащить барахла в дом… 🙂 Если жена не выгонит…. 😉
Вспышки, как ты знаешь у меня нет. Если буду покупать — то сразу с хорошим фиксом. Не определился с каким: 35 мм, 50 мм или 85 мм. Предложил другу арендовать, как-нибудь, на выходных на двоих фотостудию и попробовать себя в студийной съемке. Только вот я ни разу не видел в глаза студийное освещение и нужен учитель…
А так согласен, что две вспышки (встроенная + внешняя) позволяют классных результатов достичь. И макро… Я после съемок на макролинзы загорелся приобрести нормальный макрообъектив. Может к лету и куплю… Тогда, наверное, и кольцевую вспышку для макросъемки к нему…